Осенью 1999 года с наступлением холодов в конференции клуба владельцев автомобилей Шкода все чаще стали появляться сообщения о нарушении теплового режима двигателей Фелиций рабочим объемом 1.3 литра. Мотор, доставлявший до той поры мало хлопот своим владельцам, плохо прогревался. В морозные дни температура охлаждающей жидкости достигала расчетных значений лишь в затяжных московских пробках, а на трассе двигатетель мерз даже при установке "картона" перед радиатором. Причина обнаружилась быстро - неисправность термостата. Под действием сурового континентального климата России пластиковые "уши", удерживающие довольно мощную пружину температурного клапана, разрушались, освобождая запорный механизм. Давление пружины ослабевало и клапан оказывался приоткрыт. При этом сам термоэлемент оставался исправным.
Массовость явления и характерный возраст "заболевших" машин, а в России пик приобретения чешских автомобилей пришелся на 1996 - 1998 г.г., наводили на мысль о том, что поломка закономерна и случается после одного-двух лет эксплуатации вне зависимости от пробега. Поломка, впрочем, устранялась легко и быстро - установкой новой пластиковой крышки корпуса термостата. Исследование вышедших из строя крышек привело к мысли о возможности установки в пластиковый корпус клапана от предыдущей "метеллической" модели термостата, что и было сделано.
Достоинством "старого" клапана является, то, что он сконструирован как отдельное изделие и не использует элементы корпуса в качестве упора или фиксатора для пружины термоэлемента. Кроме того, на поршне имеется дренажный клапан для удаления воздуха при заправке системы жидкостью. Ну а то, что "старый" клапан предназначается для той же модели двигателя позволяло с уверенностью сказать, что его температурные характеристики и пропускная способность несущественно отличаются от "пластиковой" версии.
Для установки приобретенного за 10$ клапана потребовалось аккуратно удалить остатки поврежденных "ушей", выровняв фланец крышки напильником. Кроме того, пришлось удалить лишний материал с внутренних стенок корпуса термостата (совсем немного) для обеспечения свободного прилегания имплантируемого механизма. В качестве прокладки применялся термостойкий силиконовый герметик. Использование резиновых или картонных прокладок для герметизации представлялось менее надежным в связи с невозможностью обеспечить необходимое усилие при затяжке болтиков-саморезов, они могли легко повредить корпус.
Стремление конструкторов удешевить массовую модель (поначалу корпус термостата изготовлялся из металла) на этот раз пошло в ущерб надежности. Тут есть повод усомниться в целесообразности такого усовершенствования для покупателя, ведь новая пластиковая крышка корпуса термостата стоит порядка 30 (!) долларов, плюс работа и сопутствующие материалы. Не дешево, но главное, спустя год или два пластмасса выйдет из строя снова.
Испытания модифицированного термостата в широком диапазоне режимов работы двигателя до сих пор не выявили никаких существенных недостатков произведенной замены. Достоинство же неоспоримо - неисправность устраняется навсегда. Да и затраты на запасные части в три раза меньше.
http://mainuser.chat.ru/
|