|
||||
|
После драки
Завершившийся передел рынка автострахования привел к серьезному повышению цен на услуги страховых компаний. Тех, кто намерен в ближайшее время застраховать свой автомобиль, ждет неприятный сюрприз. В начале этого года многие страховые компании существенно подняли цены на свои услуги. Рост тарифов по страхованию каско составил в среднем 15-20%, а по страхованию автогражданской ответственности - 30-40%. Главная причина - высокая убыточность этого вида услуг для страховых компаний. Но даже рост ставок не позволяет большинству компаний превратить автострахование в рентабельный бизнес. Передел рынка закончен Никто точно не знает, сколько в России застрахованных автомобилей. По различным оценкам, в Москве застраховано от 30 до 60% машин. Если сравнивать с другими видами страховых услуг, то это - много, даже очень много, если исключить из потенциальных клиентов владельцев старых (выпущенных до 1992 года) автомобилей и тех, кому едва хватает на бензин. Два-три года назад тарифы в автостраховании падали. Популярность этого вида услуг росла, на рынок выходили новые игроки; даже кэптивные страховые компании попытались занять здесь свою нишу. Чтобы привлечь клиентов, страховщики демпинговали и работали с убытками, которые покрывали за счет других видов страхования. Неэффективная тарифная политика именно в этом виде страхования стала причиной нескольких громких банкротств страховых обществ (например, "Континент-Полиса"). Сегодня рынок фактически поделен. Львиная доля страховой премии принадлежит здесь десятке крупных компаний. Примерно 70% поступлений приходятся на страхование автокаско, 25% - на страхование гражданской ответственности, 5% - на страхование от несчастного случая. Около 70% клиентов покупают полный пакет услуг, а остальные ограничиваются страхованием автогражданской ответственности. Анализ статистических данных показывает, что операции по автострахованию приобретают все больший удельный вес в структуре поступлений крупных страховщиков. И все-таки этот вид страхования как был, так и остается низкорентабельным бизнесом, как считает специалист департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Игорь Александров, даже для крупных компаний. Дорого и качественно Обычно средства массовой информации упрекают в том, что они публикуют базовые тарифы страховщиков, которые практически невозможно сравнить друг с другом. А надо исследовать окончательные тарифы, рассчитанные для конкретного человека. Именно так мы и решили поступить, рассмотрев конкретный автомобиль - новый ГАЗ-3110 и совершенно определенные условия его использования. Разница в тарифах между страховыми компаниями получилась просто грандиозной: выяснилось, что один и тот же полис в самой "дорогой" компании обойдется в 1,4 раза дороже, чем в самой "дешевой". При этом существует одна странная на первый взгляд закономерность: полисы в финансово мощных компаниях - лидерах рынка автострахования стоят дороже, чем у средних или только выходящих на этот рынок страховщиков. Существуют две основные причины разницы в ценах - разные условия страхования и демпинг. Поскольку в рассматриваемом примере всем компаниям предлагались одинаковые характеристики автомобиля и водителя, то в условиях может быть только два принципиальных различия. Первое - как в автокаско, так и в страховании АГО при наступлении страхового случая лимиты могут либо уменьшаться на величину страховой выплаты, либо оставаться прежними. Уменьшение лимитов и страховой суммы практикуется практически во всех компаниях, однако это очень неудобно для клиентов: при наступлении в течение года нескольких страховых случаев денег может попросту не хватить. Соответственно и стоят подобные полисы с агрегатными лимитами на 25-30% дешевле полисов, в которых страховая сумма устанавливается на каждый страховой случай. Второе отличие важно для новых автомобилей: как правило, более дорогие полисы подразумевают при наступлении страхового случая возможность ремонта в гарантийном автосервисе. В компаниях, устанавливающих более низкие тарифы, скорее всего за включение этого условия потребуют надбавку. Среди крупных компаний демпинг перестал быть популярным. Зато "догоняющие" страховщики по-прежнему продолжают работать по заведомо убыточным ценам. Руководитель отдела автострахования одной из средних российских страховых компаний, предлагающих одни из самых низких на сегодняшний день тарифов, так прокомментировал эту ситуацию: "Объемы продаж у нас большие, а страховых случаев не так много. Поэтому нам удается сохранить идеальное соотношение цена-качество". Подобная ситуация характерна для тех компаний, которые активно увеличивают свои объемы и фактически осуществляют выплаты за счет новых взносов. Реальная убыточность автострахования становится видна лишь при стабилизации портфеля. Соответственно платежеспособность компании по полисам автострахования в этот момент зависит от возможности покрытия убытков за счет других видов страхования и оперативности повышения тарифов. По словам заместителя руководителя отдела автострахования компании РОСНО Александра Гурдуса, "крупные компании этот 'момент истины' прошли и установили статистически рассчитанные, надежные для клиентов тарифы. И именно на эти тарифы необходимо ориентироваться, желая качественно застраховать автомобиль". Покупать дешевые полисы - значительный риск как с точки зрения качества услуг, так и с точки зрения надежности. Теперь можно повышать цены Начало 2002 года ознаменовалось резким скачком цен на рынке автострахования. Тарифы увеличили практически все компании, правда, многие успели сделать это несколько раньше. "Энергогарант", например, увеличил ставки на 20%, а "АльфаСтрахование" - на 40%. Ведущий эксперт отдела автострахования "АльфаСтрахования" Евгений Кузнецов объясняет этот шаг исключительно высокой убыточностью. По его словам, в Москве этот показатель составляет от 90 до 180%. Как ни странно, убыточно страхование не только частных клиентов, но и организаций. И наименее выгодные с этой точки зрения клиенты - автошколы, таксомоторные парки и предприятия, эксплуатирующие дорожно-строительную технику. Справедливости ради надо сказать, что тенденция рынка на повышение тарифов проявилась много раньше. Активный рост ставок на этом рынке, отмечает начальник управления страхования автотранспорта группы "Ренессанс-Страхование" Андрей Иванов, начался приблизительно полтора года назад. С тех пор тарифы по страхованию автогражданской ответственности выросли примерно в два раза, а по страхованию каско автомобилей в среднем на 15-20%. Объясняется рост тарифов очень просто: после кризиса цены на страхование транспортных средств были сильно занижены и не соответствовали действительному уровню убыточности операций на этом рынке. Так что сегодняшний рост тарифов вполне закономерен, и в ближайший год эта тенденция, судя по всему, сохранится, считает г-н Иванов. Точнее, правда, говорить не о простом росте тарифов, а об их диверсификации. Так, специалисты "Ренессанс-Страхования" при определении ставок по страхованию автогражданской ответственности теперь учитывают не только водительский стаж страхователя, но и его возраст: как показывает практика, аварийность у молодых водителей значительно выше. Такой же практики придерживаются и другие страховщики. В "Энергогаранте", как сообщила начальник отдела автострахования этой компании Марина Шальнева, сейчас тоже вводятся поправочные коэффициенты к тарифам, зависящие от возраста водителя и его стажа. А в Промышленно-страховой компании пошли по другому пути. Как сказал ведущий специалист отдела автострахования ПСК Геннадий Тихонов, компания уменьшила скидки для тех клиентов, у кого на автомобиле стоит сигнализация, аргументируя это тем, что большинство охранных систем неэффективны. Такой крупный игрок на страховом рынке, как "РЕСО-Гарантия", полностью изменил систему расчета тарифов еще в конце прошлого года. Как сообщил вице-президент компании Игорь Иванов, по рискам "ущерб" и "гражданская ответственность" были введены повышающие коэффициенты для молодых водителей. И в то же время "РЕСО-Гарантия" ввела скидки для женщин - пытается таким образом занять новую нишу на рынке. Кстати, ровно так же, но чуть раньше, поступила английская компания Admiral Insurance Services Diamond. После того как специалисты компании заметили, что мужчины попадают в аварии гораздо чаще, чем женщины, Admiral провела рекламную компанию под девизом "Женщины ездят лучше мужчин". Богатые платят за бедных Помимо повышения цен страховщики находят и другие способы сделать этот бизнес более доходным. Например, многие компании фактически отказываются от страхования старых авто, убыточность по которым существенно выше. Так, "АльфаСтрахование" в этом году будет продавать владельцам сильно подержанных машин только полисы автогражданской ответственности. Другие, например ПСК, повышают коэффициент амортизации, а третьи, как "РЕСО-Гарантия", тарифы при страховании от ущерба рассчитывают исходя из стоимости нового автомобиля. Так что застраховать старый автомобиль становится все труднее, точнее дороже. А вот на рынке новых иномарок страхование, наоборот, иногда становится дешевле - страховщики активно борются за этих, наиболее ценных для них, клиентов. По статистике, в страховые компании в основном обращаются мужчины от 30 до 50 лет с ежемесячным доходом свыше 500 долларов. Из года в год растет уровень благосостояния этой категории клиентов. Это, естественно, не могло не отразиться на маркетинговой политике ряда компаний. Так, например, "Ингосстрах" и "РЕСО-Гарантия" сообщают о снижении тарифов для владельцев шикарных автомобилей. А ВСК пытается быть ближе к клиенту и намерена продавать значительную часть полисов через автомобильные салоны. Страховщики должны одновременно решить две задачи: повысить ставки, чтобы сделать свой бизнес менее убыточным, и не потерять клиентов. Поэтому нынешние методы конкурентной борьбы принципиально отличаются от тех, что применялись два-три года назад. Основной упор сейчас делается на состоятельных клиентов, и на смену демпингу приходит конкуренция в сфере сервиса. Страховщики не только постоянно расширяют сотрудничество с центрами технического обслуживания автомобилей, но и открывают свои собственные. Некоторые страховые компании стремятся предложить клиентам как можно больше дополнительных услуг. Промышленно-страховая компания, например, оказывает страхователям в случае необходимости юридическую поддержку и даже заключила договор с охранной фирмой, чтобы избавить клиентов от криминальных разборок. "РЕСО-Гарантия" с этого года застрахованным по риску "гражданская ответственность" обеспечивает бесплатный эвакуатор - для транспортировки автомобиля с места ДТП. Гадание на тарифах Мнения специалистов по поводу того, что будет происходить с тарифами по страхованию автотранспорта, разнятся. Большинство полагает, что по крайней мере до конца этого года тарифные ставки по страхованию от угона и ущерба будут расти. Но никто не берется сказать, какими будут цены на полисы через год. По наиболее пессимистичным прогнозам - увеличение ставок еще на 20-25%. Некоторые страховщики полагают, что тарифы уже достигли своего максимума и больше повышаться не будут. Так, "Ингосстрах", первым в 2000 году увеличивший ставки по страхованию автотранспорта, в ближайшее время не намерен их поднимать. Наиболее оптимистичны в своих прогнозах специалисты из "АльфаСтрахования" - в этом году они планируют даже снижение тарифов на 10-15%. Среди страховщиков нет единого мнения и по поводу того, как повлияет на тарифы вступление в силу закона "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств", который рассматривается в Госдуме. Сейчас страховщики очень осторожно прогнозируют поведение рынка, ведь пока не известно, какой будет убыточность по этим операциям (нет не только достоверной статистики, но и информации о соотношении тарифов и ответственности по обязательному страхованию). Одни эксперты полагают, что ставки по страхованию автомобилей уменьшатся, поскольку часть риска будет покрываться полисом обязательного страхования. Логика здесь такая. Сейчас страховая компания возмещает убытки клиентов из собственного кармана, при всеобщем же страховании ответственности страховщик потерпевшего в аварии всегда сможет выставить счет страховщику виновного в этой аварии. Другие эксперты считают, что принятие закона не повлияет на уровень цен по имущественному страхованию автомобилей. В этом случае рассуждают так: если тарифы по страхованию автогражданской ответственности будут сильно занижены, то этот вид станет убыточным и страховщики попытаются компенсировать эти убытки за счет других видов. Второй вариант развития событий - на первых порах реализация закона будет приносить страховщикам убытки - вполне реален, именно об этом свидетельствует опыт стран Восточной Европы и некоторых государств СНГ, где подобные документы были приняты еще в конце 90-х годов. Желание же компенсировать потери может привести к очередному росту тарифов. Чтобы избежать предполагаемого в связи с введением такого закона оттока клиентов из сферы добровольного страхования, некоторые компании готовы бесплатно выдавать полисы обязательного страхования ответственности тем, кто застрахован по добровольной программе. О своем намерении поступить именно так уже объявила "РЕСО-Гарантия". Единственное, в чем страховщики единодушны - объем поступлений по страхованию каско автомобилей и по автогражданской ответственности будет расти и впредь. И практически все считают, что взносы по автострахованию будут по-прежнему расти на 50-70% в год. При этом появление новых крупных игроков на рынке автострахования маловероятно, а прирост премии будет обеспечиваться в основном за счет тех, кто покупает новые машины. http://www.insurance2000.ru/
|
|
|
|||||